АГРЕГАТНАЯ СБОРКА
I. а фюзеляжа самолета ПС-35. Этот фюзеляж К ° характерным примером фюзеляжей типа монокок с рабо — IS гладкой Обшивкой.
І) • овными элементами конструкции фюзеляжа являются 40 шпан — f °в соединенных 4 профильными лонжеронами и рядом стринге- 1°эт’от каркас покрыт гладкой обшивкой. Фюзеляж цельный, несъемный, но приводимый технологический процесс запроектирован ■ крупносерийного производства и поэтому предусматривает сборку ■етьно носовой, средней и хвостовой частей, с последующей стыков-
1 их в специальном стапеле. Для раздельной сборки были исполь — |аны существующие стыки лонжеронов и стрингеров.
■В носовую часть входят шпангоуты с 1-го по 9-й, профильные Ежероны, набор стрингеров, пилотский фонарь и обшивка. Среднюю §ть собирают из 7 основных шпангоутов, лонжеронов, заранее ■ранных щитков — двух боковых, двух нижних и одного верх — §■0, а также балок пола и других деталей. Верхние щитки состоят Iверхних частей, неосновных шпангоутов, бимсов и набора стрин — ■зов, а боковые щитки — из боковых частей, неосновных шпангоу — Et, набора стрингеров, оконных профилей. Нижних щитков два: вш включает нижние части шпангоутов и стрингера от 10-годо 16-го иангоута, а другой от 20-го до 23-го шпангоута. Аналогично соби — 1ют хвостовую часть из основных шпангоутов лонжеронов 27, I, 32, 35, 39 и 40-го, боковых и нижних щитов и киля.
I На фиг. 295 изображена схема набора каркаса средней части фюзе — ■жа, которую собирают в стапеле (фиг. 296). Основные шпангоуты шксируют шаблонами-рубильниками. В середине стапеля расположена ідкемная тележка, положение которой при опускании зафиксировано ■тановочными штырями. Тележка снабжена фиксаторами для 4 узлов ■эепления фюзеляжа с центропланом; эти узлы закрепляют на фик — ■торах тележки. Собранную среднюю часть на этой тележке вывозят в стапеля и подают в стыковочный стапель и дальше на внестапель — I10 Доработку. По краям стапеля расположены солидные металли — 1-ские щиты-шаблоны, контролирующие положение концов лонже — рнов н стрингеров: один шаблон соответствует стыку с передней рстыо, а другой — с хвостовой частью.
I Сборку ведут поточным методом, причем бригады переходят от ■апеля к стапелю. Вся сборка делится на шесть заданий.
ер вое задание (выполняют 5 пар рабочих):
І Д — Установить в приспособлении нижние щитки (передний и зад — ІИИ), установить шпангоуты Ю, 13, 16, 20а, 23, 25, 26; нижние лон — ^ роны от шпангоута 10 до 16 и от шпангоута 20а до 26 и стаканы, рее зафиксировать.
2 . Проклепать: стаканы и нижние узлы стрингеров на шпангоуте 16,
1 < каны на шпангоуте 20а, нижние узлы на шпангоутах 23 и 26 пра-
вой и левой сторон, нижние узлы лонжеронов и стрингеров на шпангоутах 10 и 13.
3. Освободить от фиксаторов шпангоуты 10, 13, 16, 20а, 23 и 26, установить шпангоуты 17 и 20 с порогами; установить правый и левый боковые щиты от шпангоута 10 до 26. Зафиксировать.
4. Склепать: узлы оконных профилей на шпангоутах 10, 13, 16, 17. 20, 23, 24, 25 и 26 и нижние узлы лонжеронов на шпангоутах 11, 12, 14, 15, 20а, 21, 22.
5. Установить: верхний щиток в узлы шпангоутов и верхние лонжероны от шпангоута 10 до 26. Зафиксировать.
6. Склепать верхние узлы лонжеронов и стрингеров по шпангоутам.
Второе задание (выполняют 5 пар рабочих):
7. Склепать узлы лонжеронов и стрингеров по шпангоутам и бимсам.
8. Покрасить заклепки в верхних и нижних лонжеронах; установить ленты на них и прижать тисочками, просверлить и приклепать ленты.
9. Проклепать узел лонжерона на шпангоуте 16. Установить и проклепать: балки пола от шпангоута 10 до 16 и от шпангоута 20 до 26, накладку на шпангоуте 20а и накладки с порогами.
10. Установить и приклепать детали оконных переплетов.
Третье задание (выполняют 2 пары рабочих):
11. Установить листы обшивки, прижать ручными тисочками, просверлить отверстия для контрольных заклепок и поставить контрольные заклепки с правой и левой сторон.
Четвертое задание (выполняют 3 сверлильщика):
12. Просверлить 820 отверстий диаметром3,7 мм и 2680 отверстий диаметром 3,2 мм для рядовой клепки на правой и левой сторонах (отверстия сверлят изнутри но ведущим отверстиям в полках шпангоутов, засверленным ранее по ленточным кондукторам).
Пятое задание (выполняют 4 пары клепальщиков):
13. Заклепать рядовые заклепки обшивки по участкам: от шпангоута 11 до 13, от 15 до 17, от 19 до 20а и от 22 до 23 включительно.
Шестое задание (выполняют 4 пары клепальщиков):
14. Заклепать рядовые заклепки обшивки по участкам: от шпангоута 13 до 15, от 17 до 19, от 20а до 22 и от 23 до 25 включительно.
После этого освобождают фиксаторы, собранную среднюю часть выводят из приспособления и передают ее в стыковочный стапель.
Дальнейшее развитие секционно й сборки фюзеляжа может итти по линии разреза всех шпангоутов и сборки отдельно верха, низа и боковых щитков. Это еще больше упростит конструкцию общесборочного стапеля и обеспечит большую возможность пользоваться при клепке стационарными прессами.
Сборку фюзеляжа самолета ДС-3 производят в стапеле, изображенном на фиг. 297. Работу начинают с установки в стапеле ряда отъемных фиксирующих приспособлений для установки дверей, угольников крепления стабилизатора, шпангоутов и других частей. Широкое применение съемных шаблонов" характерно
IS
4
вообще для американских стапелей, так как такого рода приспособления не загромождают стапель и облегчают подступы к месту работ. На фиг. 298 видны верхний съемный брус 3 для установки шпангоутов и съемный комплект фиксаторов шпангоута у кабины пилота 6.
Шпангоуты поступают собранными, с просверленными отверстиями для крепления стрингеров и обшивки (неполными отверстиями). Установка шпангоутов определяется совпадением рисок, нанесенных на
Фиг. 297. Установка шпангоутов фюзеляжа ДС-3 в стапеле. |
верхнем съемном брусе стапеля и на нижнем брусе основания стапеля, с линиями верхнего и нижнего стыка профилей, из которых склепан шпангоут. Для тех шпангоутов, у которых нижнего стыка нет, в нижней полке просверлено специальное центровое отверстие, которое должно совпадать с нижней риской. Незамкнутые шпангоуты устанавливают при помощи боковых упоров, имеющихся на стапеле.
Часть шпангоутов прикрепляют струбцинками к угольникам основания стапеля и верхнего съемного бруса, а другие скрепляют болтами с такими же угольниками, причем отверстия для болтов сверлят здесь же по отверстиям в фиксаторах. Наконец, некоторые шпангоуты фиксируют боковыми упорами.
После установки всех шпангоутов переходят к стрингерам, которые приклепывают по вырезам в шпангоутах, выравнивают заподлицо
с ними, закрепляют струбцинками и приклепывают ручными клещами. Чтобы. можно было выравнивать стрингеры, отверстия в шпангоутах для их крепления сделаны слегка овальными.
Фиг 298. Стапель сборки фюзеляжа. 1—монорельс для вынимания фюзеляжа из стапеля; 2 — стойки стапеля; J — верхний установочный брус с фиксаторами для шпангоутов; 4 — шпангоуты; 5 — обшивка; 6 — съемные фиксаторы шпангоута и кабины пилота. |
Затем устанавливают и привинчивают швеллеры окон пассажирской кабины, ставят балки пола кабины и другие детали. Листы обшивки подают на сборку без просверленных отверстий, причем часть листов выгнута по форме фюзеляжа, а остальные плоские. Их устанавливают и приклепывают сверху вниз по обеим сторонам фюзеляжа. Для этого лист укладывают на каркас и с помощью деревянных реек, положенных по стрингерам, прикрепляют к стрингерам струбцинками. Изнутри фюзеляжа через ведущие отверстия в полках шпангоутов и стрингеров сверлят отверстия с шагом 200—300 мм по стрингерам и 100—200 мм по шпангоутам и прикрепляют листы контрольными
винтами. Затем сверлят рядовые отверстия, за исключением тех, которые находятся на стыках листов, отмечают край листа по кромке стрингера для подрезки, снимают листы, подрезают, зачищают заусеницы и снова устанавливают. Клепку ведут также сверху вниз и делают ее почти полностью в стапеле, за исключением немногих мест, которые нельзя клепать.
Далее идут следующие основные работы: разметка линий зализа центроплана по шаблону и сверление по кондуктору ведущих отверстий для винтов крепления зализа, установка и подгонка киля (киль ] затем снимают, чтобы можно было вынуть фюзеляж из стапеля), уста-л новка носовой части; установка и приклепка фонаря кабины пилота;” крепление анкерных гаек для установки оконных рам по макету и др. Я
Фюзеляж вынимают из стапеля с помощью двух талей, двигающихся по монорельсу, проложенному вдоль стапеля. Фюзеляж прикрепляют при помощи пояса, соединенного болтами со стыковыми узлами, и амортизационного шнура, укрепленного к одному из хвостовых шпангоутов. Вынутый фюзеляж ставят на тележку, прикрепляют стыковыми узлами к соответствующим узлам тележки и в таком положении производят внестапельную доработку. Вне стапеля ставят балки пола кабины пилота и переднего багажника, приклепывают обшивку дна, заканчивают клепку обшивки и т. п.
Рассмотрим пример диференцированной сборки центроплана крупной машины по плазово-шаблонному методу — Общая схема сборки была приведена на фиг. 287. Рассмотрим несколько подробнее сборку носовой части центроплана.
Общий вид носка представлен на фиг. 299, а стапель для сборки — на фиг. 300.
На сборку поступают совершенно готовые нервюры с просверленными в нижних отбортовках ведущими отверстиями. В остальных частях отбортовки отверстия будут сверлиться по разметке совместно с гофром; на стенках нервюр имеются ведущие отверстия для соединения с диафрагмами. Диафрагмы (стенки) вспомогательной части имеют в отбортовках направляющие отверстия для соединения с нервюрами и ведущие отверстия для скрепления с продольными угольниками. Гофр поступает с просверленными ведущими отверстиями для заклепок крепления гладкой обшивки; гладкая обшивка поступает без отверстий; их сверлят через каркас.
Сборка проходит в следующем порядке. Устанавливают нервюры, фиксируя их шпильками по отверстиям в планках стапеля и в отбортовках нервюр; отбортовки прижимают к планкам струбцинами. Боковые нервюры (наклонные) прижимают струбцинами к боковым упорам стапеля; верхние части стенки нервюры крепят струбцинами к откидным планкам стапеля. Устанавливают но ведущим и контрольным отверстиям диафрагмы на пружинных фиксаторах или само — нарезающих винтах, а также соединительные угольники. Рассверливают все отверстия, разбирают каркас, зачищают заусеницы, снов собирают и клепают каркас.
Фиг. 301. Шаблон для сверления отверстий в планках. |
Далее идет установка бокового гофра. Гофр крепят струбцинами к каркасу, сверлят по разметке в отбортовках нервюр и гофре 24 отверстия диаметром 2,5 мм и берут гофр на пружинные фиксаторы. Затем сверлят по разметке изнутри все отверстия до диаметра 3,7 мм, снимают, очищают заусеницы и приклепывают. После приклепки гофра приклепывают прямые листы обшивки, — это ведут аналогично описанному выше приклепыванию гофра. Обшивку самого носка устанавливают и притягивают резиновыми амортизаторами, снабженными крючками для крепления их к стапелю. Через каркас сначала сверлят нескольких отверстий для контрольных фиксаторов, затем, после постановки фиксаторов и освобождения от амортизаторов, — остальные отверстия сверлом 2,5 мм и, наконец, обшивку и каркас рассверливают снаружи под диаметр заклепки, зачищают от заусениц и склепывают. На сборке работают обычно две пары рабочих (клепальщик и подручный), каждая паря на своей половине носка.
Монтаж приспособления ведется с помощью ряда шаблонов. Отверстия в планках для фиксации нервюр сверлят по шаблону (фиг. 301), который является частью шаблона, необходимого для изготовления переднего лонжерона; отверстия на нем увязаны с отверстиями шаблона кондуктора для сверления стенок.
Для установки фиксаторов положения боковых нервюр применяют шаблон, снятый с плаза.
Фиксаторы кронштейнов устанавливают с помощью трех шаблонов; один, показанный на фиг. 302, обеспечивает положение отверстий для стенки с фюзеляжем относительно оси самолета; он увязан с соответствующим эталон-шаблоном для монтажа фюзеляжа, другие два
шаблона, снятые с плаза фюзеляжа, устанавливают положение фиксатора относительно оси и относительно линии тяги винта (линией тяги винта, наносимой на шаблонах лонжеронов, является линия пересечения осевой плоскости лонжерона и плоскости, проходящей через собственно линии тяги левого и правого винтов).
Наличие увязки между всеми шаблонами через плаз гарантирует получение взаимозаменяемости носового отсека центроплана.
Сборку крыльев современных самолетов обычно производят по методу секционной сборки. Например, схему сборки крыла самолета ПС-35 можно представить в следующем виде:
1) сборка носовой части крыла из носовых частей нервюр, переднего лонжерона, стрингеров и обшивки;
Фиг. 302. Шаблон для установки фиксаторов кронштейнов. |
2) сборка хвостовой части крыла из хвостовых частей нервюр, заднего лонжерона, стрингера и обшивки;
3) соединение носовой и хвостовой частей в стапеле общей сборки, причем ставят средние нервюры, стрингеры, обшивку и пр.;
4) доклепыванме и отделка крыла вне стапеля.
Концевой обтекатель собирают отдельно и устанавливают при вне — стапельной доработке.
Крыло самолета ДС-3 требует еще более сложной стыковки, но это усложнение значительно упрощает отдельные процессы и конструкции стапелей, а также сокращает время сборки, так как работы можно вести параллельно. Схема сборки крыла ДС-3 приведена на фиг. 303.
В качестве примера рассмотрим сборку и обшивку носовой части крыла самолета ПС-35 в неподвижных стапелях с соблюдением ритма выпуска.
Каркас носовой части состоит из усиленных нервюр 1,5,9, 13, 17, 21, 25, 29 и 32-й и промежуточных нервюр, которые состоят из верхнего и нижнего профилей, переднего лонжерона, стрингеров и носовой балочки, состыкованной из трех частей. Нервюры, лонже — жерон, стрингеры и балочки подают па сборку готовыми, в полках нервюр и стрингерах просверлены неполные отверстия для крепления обшивки. Для сборки каркасу и обшивки применяют двухэтажный стапель: в верхней части собирают каркас, а внизу — обшивку (фиг. 304). Лонжерон устанавливают с помощью электроталн и тележки, двигающейся по корытообразному профилю стапеля. Аналогичным образом вынимают каркас и устанавливают его в нижний этаж
Сборка к обшивка носовой части крыла
Содержание операции
Установка лонжерона и стапель (транспортная
бригада) ………………………………………………………………
Установка нервюр 1, 5, 9, 13, 17, 20………………………..
» л 23, 26, 29, 32 ……………………………….
Установка и фиксация балочек 155, 154, 153 . . Установка рубильников и фиксация ими нервюр
1, 5, 9, 13, 17. 20
То же, нервюр 23, 26, 29, 32 …………………………………….
Сверление отверстий и приклепывание к узлам
нервюр 1, 5, 9, 13, 17, 20……………………………………….
То же, нервюр 23, 26, 29, 32 ……………………………….
Приклепывание контрольными заклепками балочек 154, 153, сверление рядовых отверстий…. То же, балочки 155 и сверление рядовых отверстий Клепка рядовых заклепок балочек 153, 154 по
основным нервюрам…………………………………………….
То же, балочки 155…………………………………………………..
Сверление отверстий и клепка стыков балочек
153, 154 ………………………………………………………………
То же, балочек 154. 155 ………………….. ……
Установка и приклепывание контрольными заклепками к манжетам стрингеров 10, II, 19 . . Сверление рядовых отверстий в манжетах и стрингерах 10, II, 19………………………………………………………………….. …..
Клепка рядовых заклепок в стрингерах 10, II. 19 . Установка и приклепывание контрольными заклепками к манжетам стрингера 9 . •
Сверление рядовых отверстий в манжетах стрингера 9 . . . -. .
Клепка рядовых заклепок стрингера 9………………………
Установка и приклепывание контрольными заклепками к манжетам стрингеров 12, 13 . . . .
Сверление рядовых отверстий в манжетах и стрингерах 12, 13
Клепка рядовых заклепок в стрингерах 12. 13 . . . Установка и приклепывание контрольными заклепками к манжетам стрингеров 14, 17 . . . .
Сверление рядовых отверстий по стрингерам 14, 17 .
Клепка заклепок по стрингерам 14, 17………………………
Сверление отверстий и клепка стыков стрингеров
9-Ю, 12—13, 13—14………………………………………………
То же, стыков 10—11, 11—19, 14—17………………………….
Установка и клепка верхнего профиля нервюры 2 к башмакам лонжерона, балочке и стрингеру
То же, нижнего профиля нервюры 2……………………………..
Установка и приклепывание контрольными заклепками верхних профилей нервюр 3, 4, б. 7,
8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 к башмакам лонжерона, балочкам и стрингеру, сверление рядовых
отверстий…. . …………………………………….
То же, нижних профилей тех же нервюр……………………….
стапеля для обшивки. Лонжерон лежит на упорах и фиксируется горизонтальными выдвижными фиксаторами, а нервюры — шаблонами-рубильниками. На стапеле работают две пары: 2 сборщика 5-го разряда и 2 подручных 3-го разряда. В табл. 67 перечислены операции, выполняемые каждой парой рабочих, и указано примерное количество времени, необходимого для каждой операции.
Обшивку устанавливают и клепают 3 пары сборщиков (5 и 3-го разряда), работая одновременно в двух соседних стапелях на правом и левом носках. Листы подают из штамповочного цеха изогнутыми по кривизне.
Листы накладывают на каркас и натягивают тандерами. Через отверстии в полках нервюр, балочках и стрингерах наносят метки на листы, подкладывая поддержку с заостренным штырьком к отверстию и ударяя по листу рукой или деревянным молотком. По этим меткам сверлят отверстия диаметром 2,2 мм, листы снимают и передают их подручному для штамповки лунок для потайных заклепок на установленном вблизи стапеля прессе. В это время рабочий 5-го разряда устанавливает и натягивает листы во втором стапеле и штампует лунки в полках нервюр, стрингеров и балочки вручную или одноударным пневматическим молотком. Затем листы накладывают, ставя зажимы, рассверливают отверстия до диаметра 2,6 мм и приклепывают листы посредством пневматического молотка.
Порядок установки листов и приклепывания их на правом и левом носках для каждой работающей пары указаны на фиг. 305.
В качестве примера разработки процесса поточно-конвейерной сборки рассмотрим сборку на конвейере стабилизатора самолета ДС-3.
Стабилизатор — цельнометаллической конструкции, состоит из двух взаимозаменяемых половинок, соединенных болтами. К фюзеляжу стабилизатор крепится посредством приклепанных к нему четырех угольников (фланцев).
Производство самолетов—175—27
Диференцируя процесс сборки, необходимо выделить из оби процесса сборку таких частей, которые могут собираться отдельной именно лобового и концевого обтекателей. Таким образом на сбор придут готовые обтекатели, лонжерон, стенки, нервюры, литые кро штейны, листы обшивки и другие мелкие детали. Все детали, скольку их изготовляют по плазово-шаблонному методу, приход совершенно готовыми, с просверленными в них ведущими и контрол ными отверстиями. Разработку процесса сборки на конвейере нач нают с составления детального технологического процесса. Операг разделяют по переходам: устанавливают потребный на кажд переход инструмент и приспособления, выясняют количество НЙ обходимых участников процесса и, наконец, определяют техническуд
норму времени и продолжительность процесса. Из этой разработки выясняется полная трудоемкость процесса. В данном случае оказывается, что на сборку каркаса необходимо 5 часов, на обшивку и вне — стапельную доработку — 20 часов. Исходя из заданного ритма и возможного количества одновременно работающих, определяют необходимое число стендов сборочной линии. При выпуске за восьмичасовую смену, с учетом нормального и группового комплекта, б стабилизаторов или 12 половинок, получим ритм, равный
480
-ту — = 40 минутам.
крепление усилительных уголков к стрингерам
Крепление концов
стрингеров к нервюрам
Наименование работ
Установить но упорам приспособления
задний лонжерон (дет. 36)…………………………..
Установить на 2 и. ф. нервюру 57 совместно с дет. 117 (детали 118 it 119 стоят
на 57) ……………………………………………………….
Установить и зажать в приспособления
нервюру (дет. 85)……………………………………….
Установить на 8 и. ф. нервюры (дет. 49, 56, 70, 77) .
Собрать по к. о. на 4 струбцины нервюры 122 и 84 совместно с дет. 123 и 125 Сверлить по в. о. пластины 117 семь отверстий d—4.2 мм и девять отверстий
<7=3,7 мм………………………………………………….
Сверлить по в — о. угольника 120 пять
отверстий d=5,3…………………………………………
Сверлить но в. о. нервюр 49, 56, 70,
Поставить Д18пЗк 3.5×10— 14 шт. . . То же Зк 3,5х 10—8 шт-; 4,2х 12—2 шт.;
3,5X8—8 шт. …………………………………………….
Установить в приспособление и зажать
6 струбцинками стенку, дет — 37……………………
Собрать по к-о. на б струбцинках нервюры, дет. 48, 55, 58, 57, 72, 83 . . . .
Установить и зажать в приспособлении Кронштейн, дет. 3017042
Перевести через кронштейн 4 отверстия <7=7 на нервюру 57
Сверлить по в. о. нервюр перехода 24 60 отверстий <7=3,7
8 28i Поставить Д18пЗ 3.5×8—60 шт.
того
Примечание: п. ф.—пружинный фиксатор, о. о.—ведущее отверстие, к. о.—контрольное отверстие
крепление пластины /17 л лою/серону 36 |
Приняв во внимание размеры изделия и характер работы, можна использовать одновременно на сборке каркаса двух человек, а на обшивке трех, тогда число стендов на сборке каркаса будет
5 • 60 зоо.
2~40 = 80 = 4 СТеНДа
20-60 1200 ……………………..
3 • 40 — І20 — ® стендов.
Таким образом вся конвейерная линия будет состоять из 14 стендов.
Затем комплектуют операции в «задания». В данном случае, поскольку на стенде работают всего два человека, «задание» на пару и «стендовое задание» по объему одинаковы. При комплектовке окончательно уточняют порядок операций, точно определяют работу 1 каждого рабочего; для лучшего использования времени подсобному выделяют самостоятельную работу по сверлению, снятию фиксато — •, ров ит. п. в то время, как сборщик занят установкой. В табл. 68 при — ] ведено стендовое задание с нормами времени по переходам и график. (Операции, где подручный работает отдельно, обозначены индексами: 2а, 4а, 5а, 7а).
После сборки каркаса его вынимают из стапеля для контроля и лакировки головок заклепок; для непрерывности работ потока на этом стенде имеется запас каркасов на полсмены.
На стенде № 2 работы аналогичны — ставят стенки 38 и нервюры 47, 54, 59, 68, 73, 82, стенки 39, 40, 41 и соответствующие нервюры; устанавливают на болтах кронштейн 3017024.
Стенд № 3. Установка нервюр на стенке 41, постановка стенки 42, лобового обтекателя и стрингеров (бульб-уголков) с двух сторон (уголки от 6 до 15, 86 и 87).
Стенд № 4. Установка на каждом стенде поперечных бульб — уголков от 149 до 154, поперечных уголков на стрингерах (от №88 до 106), выемка из стапеля. Общий вид каркаса стабилизатора приведен на фиг. 306.
Стенд № 5. Начинается обшивка, технологический процесс представлен в табл. 69. На эскизе дан общий вид обшитого стабилизатора. На первом стенде ставят листы 18 и 19 и приклепывают полностью, за исключением листа сборки, с нижележащими листами 20 и 27; ставят также листы 130, 131, 132, 133.
Стенды № 6, 7, 8, 9. Работа аналогична с работой на стенде № 5; последовательно устанавливают листы обшивки 20 и 21, 22,
23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.
Стенд № Ю. Приклепывают листы 28 и 29 устанавливают съемный кондуктор и засверливают отверстия для постановки 38 анкерных гаек крепления зализа; 19 гаек одной стороны берут на винты и приклепывают каждую двумя заклепками внотай.
Стенд № П. Крепят 19 анкерных гаек второй стороны; устанавливают съемный кондуктор приспособления, по нему закрепляют
угольники 30 и 31 крепления стабилизатора к фюзеляжу, засверли- вают 270 отверстий 4,2 мм и приклепывают угольники.
Стенд № 12. В изготовленных угольниках сверлят по кон-
+0,3
дуктору 68 отверстий диаметром 5+0-1 мм для болтов крепления стабилизатора. На пружинных фиксаторах устанавливают накладки 34 и 33; устанавливают и закрепляют болтами к торцевой плите стапеля соединительные угольники по их ведущим отверстиям, засвер — ливают 300 отверстий диаметром 3,7 мм и 300 отверстий диаметром 4,2 мм.
Фиг. 307. Стапель для сборки стабилизатора. 7 —фиксаторы лобового обтекателя, 2 — плита для приклепывания угольников стабилизатора, J — фиксаторы лонжерона стабилизатора, 4—узлы крепления руля высоты, 6 — фиксаторы узлов крепления к стабилизатору руля высоты. |
Стенд № 13. Приклепывают накладки 34 и 35 и стыковые угольники 32, 33; устанавливают второй кронштейн подвески руля глубины, устанавливают и приклепывают анкерные гайки для крепления концевого обтекателя. Стабилизатор вынимают из приспособления.
Стенд № 14. Устанавливают на шурупах концевой обтекатель, устанавливают на лонжерон щелевую заделку, сверлят и крепят самонарезающими шурупами.
Сборка происходит на двух параллельных конвейерных линиях, на каждой из которых размещено? стендов. Стапели (фиг. 307)с одной линии на другую передаются с помощью поперечных траверсных
тележек, расположенных на концах сборочной линии. Такое ус ройство освобождает от холостого возврата тележек с последнег стенда к первому, сокращает длину участка, занятого потоком, хот требует устройства двух конвейеров, работающих от одной привод ной станции.
Контроль сборочно-клепальных работ. Т как для сборки большинства изделий в сборочно-клепальных цех пользуются приспособлениями, то качество и точность изделий В 3 чительной степени зависят от точности и правильности присг соблений. Поэтому и контроль сборочно-клепальных работ делите на контроль собственно изделий и контрол приспособлений.
В приспособлениях систематически проверяют размеры, что прои всего выполнять при помощи эталонов, если налажено эталонно хозяйство, или с помощью шаблонов; наконец мелкие приспособл ния проверяют обычным мерительным инструментом, а крупные — путем нитевых построений и нивелировки. Для всех крупных приспо соблений заводят специальные паспорта, куда систематически заносят результаты проверок.
Изделия контролируют как в процессе сборки, так и по око чании ее. Во время изготовления особенно сложных и ответ венных изделий проверяют правильность установки и взаимной пригонки деталей, делая это или непосредственно после установки и — в приспособления перед контрольной клепкой, или же проверя изделие, вынутое из стапеля, после скрепления его контрольным заклепками или зажимами перед рядовой клепкой и обязательно перед установкой обшивки.
При контроле надо проверять:
а) правильность установки отдельных деталей, особенно так называемых «правых» и «левых» деталей, которые иногда можно перепутать;
б) плотность пригонки деталей;
в) внешнее состояние отдельных деталей (отсутствие трещин, царапин, вмятин);
г) разметку заклепок-
Контроль готовых изделий состоит из двух частей: контроля к а — чества клепки и общего контро л я. При установлении дефектов клепки руководствуются специальными производственными инструкциями. Общий контроль сводится к проверке наличия всех необходимых деталей, правильности их установки, внешнего вида деталей, отсутствия трещин, часто вызываемых клепкой в сварных деталях, плотности пригонки и иногда к проверке некоторых линейных и угловых размеров. В большинстве случаев проверять размеры собранной детали с помощью универсальных измерительных приборов трудно, и вместо этого проверяют стапели или же проверяют изделие, стыкуя его с эталоном сопрягаемой детали.
ГЛАВА IX